Краткое изложение исторических событий.
Издревле на Руси основание города начинали со строительства храма. Так произошло и при закладке города Севастополя. Одним из первых сооружений была церковь во имя святителя Николая Чудотворца, в последствии именовавшаяся Севастопольским Адмиралтейским собором. По обе стороны одновременно с этим храмом были построены две часовни, история которых имеет непосредственное отношение к Михайловской церкви.
К середине XIX в. Адмиралтейский собор изрядно обветшал, и требовалась его перестройка в новый, более вместительный. В связи с этим в 1848 г. капитан над Севастопольским портом контр-адмирал Рогуля обратился с просьбой к Главному Командиру Черноморского флота и портов М.П.Лазареву о разрешении перестроить по чертежу, составленному инженером штабс-капитаном Рулевым, одну из часовен, «хотя и ветхую, но крепкую капитальными стенами», находящуюся при Никольском соборе, в придельную церковь святого Архистратига Михаила. Это ходатайство было одобрено. И с 4 июля 1848 г. по конец 1849 г. была осуществлена перестройка.
Антиминс (плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и написанием епископа, необходимая принадлежность для совершения полной Литургии) для храма был освящен святителем Иннокентием Херсонским и Таврическим. Однако сама церковь освящена была только в июне 1850 г. соборным причтом во главе с настоятелем Севастопольского Адмиралтейского собора протоиереем Иоанном Терлецким. В виду ветхости старого Никольского храма, во время обороны Севастополя, Михайловская церковь заменяла собою Севастопольский Адмиралтейский собор. В этой церкви в продолжение всей осады города непрерывно совершались богослужения причтом Севастопольского Адмиралтейского собора; здесь, в этой церкви, были отпеты погребения славных защитников Севастополя – адмирала В.А.Корнилова, контр-адмирала В.И.Истомина и адмирала П.С.Нахимова.
К концу осады Севастополя, церковь настолько пострадала от неприятельских бомб и гранат, что 6 августа 1855 г. состоялось перенесение всех святынь Михайловской церкви в более безопасное место, – в казематы Николаевской батареи (ныне Приморский бульвар). В 1857 г. на средства подрядчика Ивана Красильникова начался ремонт храма. И только 10 октября 1870 г. церковь была восстановлена.
В октябре церковь была освящена. От святителя Гурия Епископа Таврического и Симферопольского был получен антиминс для священнодействия в храме Архистратига Михаила при Севастопольском Адмиралтейском соборе. Но богослужения в ней совершалось первоначально в зимнее время и 8(21) ноября, в день храмового праздника, а потом только 8 ноября.
В 1889 г. храм стал полковой церковью 50-го пехотного Белостокского полка. К 50-летию 1-й обороны Севастополя на западном фасаде церкви были установлены 24 мраморные доски с наименованиями частей войск Севастопольского гарнизона, принимавших участие в обороне города.
После 1920 г. богослужение в церкви было прекращено, в здании находилась читальня имени французского коммуниста А. Марти, с 1931-го – Дом санитарного просвещения, с 1968 г. – 7-й зал музея ЧФ РФ, где был представлен послевоенный период флота.
В 1996 г. по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря в Севастополе регистрируется Русская Военно-морская Православная община храма святого Архистратига Михаила, в состав которой входят действующие и отставные офицеры Черноморского флота. Главной заботой общины было укрепление духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству среди моряков-черноморцев, а так же возобновление богослужений в Михайловской церкви для военнослужащих и членов их семей.
В конце апреля 2000 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь назначает настоятелем храма святого Архистратига Михаила иерея Александра Бондаренко.
21 ноября 2002 г., впервые после 80-летнего забвения, в Михайловском храме, была отслужена Божественная литургия. Это стало возможным благодаря встрече Управляющего Симферопольской и Крымской епархией Митрополита Лазаря и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Масорина Владимира Васильевича, в результате которого было принято решение о проведении в Михайловском храме литургии в престольный праздник – Собор Архистратига Михаила, – 21 ноября. Такие богослужения стали проводится ежегодно.
С июля 2010 г., после вступления в должность командующего Черноморским флотом вице-адмирала Королева Владимира Ивановича, богослужения в Михайловском храме совершаются ежемесячно для военнослужащих и членов их семей.
В августе 2011 г. новый командующий Черноморским флотом контр-адмирал Федотенков Александр Николаевич принимает решение о переносе экспозиции зала музея из здания храма в новое помещение, с целью возрождения исторического облика воинского храма.
В ноябре 2012 г. Министр обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кужугетович принимает решение о реставрации воинского храма святого Архистратига Михаила на средства военного ведомства России, силами ОАО «Славянка» под руководством Белавенцева Олега Евгеньевича.
В сентябре 2013 г. к работам приступила компания «СК Мост» (директор — Медведев Александр Рюрикович). За год была выполнена реставрация фасадов, заменены окна, проведены работы по замене кровли на медную, установлен медный купол и крест, покрытые сусальным золотом, выполнена заменена ветхого деревянного перекрытия на железобетонные конструкции. Ялтинские мастера установили мраморный престол, жертвенник и резной иконостас, изготовленный в Коелге Челябинской области, Львовские специалисты изготовили уникальные бронзовые паникадила-хоросы с изображениями воинских символов: двуглавых орлов, якорей, Андреевских флагов и георгиевских крестов. Вход в храм украшают массивные медные двери с бронзовыми фигурами: якорями – символом спасения и рыбами – символом Иисуса Христа. Над дверями установлен витраж с изображением святого Архистратига Михаила. Мраморный пол храма украшен мозаикой. На стенах, облицованных уральским мрамором, будут написаны имена воинов, погибших на Черноморском флоте за 235-летнюю историю.
С 2018 года настоятелем храма назначен протоиерей Игорь Тышкевич.
Подробное изложение истории храма.
Храм святого Архистратига Михаила с 1848 г. по 1854 г.
Одним из первых сооружений при основании города была церковь во имя святителя Николая, в последствии именовавшаяся Севастопольским Адмиралтейским собором. По обе стороны с этим собором были построены две часовни. «В каком году эти часовни построены, кем именно, на какую сумму, и по какому плану при всем моем желании, – доносит Главному Командиру контр-адмирал Рогуля; разузнать не мог ни из дел соборного архива, ни от старожилов г. Севастополя, ни от священства много лет при соборе служащего, но самая ветхость сих строений доказывает, что они построены, если ни в одном году, в котором построен собор (1784 г.), то очень близко того». В одной из них хранилось имущество собора, а в другой жили церковные сторожа.
История этих часовен имеет непосредственное отношение к Михайловской церкви.
В середине XIX в. население Севастополя составляло 30 тысяч, и два храма – Свято-Никольский и Петро-Павловский (греческий), – не могли удовлетворить религиозных нужд жителей. Кроме того, Адмиралтейский собор к этому времени изрядно обветшал, и требовалась его перестройка в новый, более вместительный. В связи с этим в 1848 г. капитан над Севастопольским портом контр-адмирал Рогуля обратился с просьбой к Главному Командиру Черноморского флота и портов М.П.Лазареву о разрешении перестроить по чертежу, составленному инженером штабс-капитаном Рулевым, одну из часовен, «хотя и ветхую, но крепкую капитальными стенами», находящуюся при Никольском соборе, в придельную церковь святого Архистратига Михаила. Это ходатайство было одобрено.
Таким образом, мы видим, что основанием и стенами для Михайловской церкви явилась часовня, построенная вместе с закладкой города Севастополя. То есть храм Архистратига Михаила является ровесником городу-герою, по крайней мере, часть его стен и фундамент.
С 4 июля 1848 г. по конец 1849 г. под наблюдением соборного старосты подпоручика Нужнова была осуществлена перестройка, на которую было затрачено 3387 р. 55 к., «каковая сумма составилась из добровольных пожертвований, кроме пожертвований на этот предмет разных материалов и портовых пособий». Храм был каменный, прямоугольный с выступом для алтаря. Двускатная крыша и небольшой купол венчал церковь. Еще до окончания постройки церкви контр-адмирал Рогуля испросил через митрополита Агафангела у Высокопреосвященнейшего архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического антиминс во имя святого Архистратига Михаила. Однако освящена она была только в июне 1850 г., так как не было испрошено разрешения на освящение, согласно правилам, у духовного начальства. Поэтому Главный Командир Черноморского флота и портов М.П. Лазарев, обращаясь к обер-священнику армии и флота и представляя ему план ново-устроенного при Севастопольском Адмиралтейском соборе придела во имя святого Архистратига Михаила и чертеж иконостаса, просил сделать распоряжение об освящении церкви. 24 мая 1850 г. обер-священник армии и флота, член Священного Синода, протопресвитер Василий Кутневич изъявил свое согласие и вместе с тем предписал настоятелю Севастопольского Адмиралтейского собора протоиерею Иоанну Терлецкому освятить с соборными священнослужителями по чиноположению новоустроенный храм, который до 1854 г. именовался придельной Михайловской церковью Севастопольского Адмиралтейского собора.
Причет этих обеих церквей был один – соборный. Настоятелем собора был протоиерей Иоанн Терлецкий. Священники – протоиерей Антоний Демьянович, иерей Иоанн Орловский, иерей Петр Еланский; диаконы Платон Говоров и Иаков Нищенко, а так же псаломщик Михаил Стефановский, причетник Григорий Буряков и причетник Иоанн Комарицкий.
В 1849 году началась перестройка Никольского Адмиралтейского собора, продолжавшаяся до вступления неприятеля в Крым, задержавшим постройку собора. Таким образом, во время обороны Севастополя ежедневные богослужения совершались в Михайловской церкви, которую в источниках того времени часто называли Адмиралтейским собором.
Храм во время обороны г.Севастополя (1854-1855 г.г.)
О первой обороне Севастополя издано много книг, в которых описывается героизм, несгибаемая воля и сила духа защитников. Откуда черпали наши витязи силы в борьбе против лучших армий Европы? Об этом сказал святитель Иннокентий Херсонский в своей проповеди при закладке Владимирского собора на центральной горке 15(28) июля 1854 г.: «По какому побуждению созиждется храм? В память крещения и просвещения верою Христовою, близ града сего, великого князя Владимира; то есть почти то же, что в память обращения в христианство земли Русской; ибо в лице князя своего крестилась здесь и просветилась верою, можно сказать, вся Россия… Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было, значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти Святого Владимира. Возможно ли это? Скорее не останется во всех горах здешних камня на камне, нежели Луна заступит здесь место Креста Христова! Такова, говорю, сила и таков смысл нынешнего нашего священнодействия по отношению к врагам нашим!»
Вера в Бога и защита купели крещения князя Владимира – вот тот источник сил, который переполнял душу защитников Севастополя. Но вера без молитвы, как огонь без дров, затухает. Поэтому, в храме святого Архистратига Михаила ежедневно, на протяжении всей обороны, возносились молитвы о христолюбивом воинстве. И, подкрепляемые молитвою церкви, наши воины бились до смерти за Царя, за свое Отечество, Богом хранимую Россию, за оскорбленную веру.
Будучи воинским храмом, Михайловская церковь исполняла и скорбную роль, став местом приготовления погибших героев, «душу свою положивших за други своя», к встрече с Небесным Отцом. Священнослужители просили в молитвах к Богу со святыми упокоить тех, кто до конца выполнил священный долг перед Отечеством.
В первый день бомбардировки 5 октября Севастополь понес громадную утрату. Господу Богу угодно было отнять у храбрых защитников и призвать в вечность адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. В этот день он поехал осматривать укрепления: сначала на 4-ый бастион, а потом на 5-ый, а оттуда на Малахов курган. Ядра и бомбы сыпались градом, а он подходил к каждому оружию и воодушевлял каждого. Напрасно убеждали его остерегаться, но он отвечал, «что долг мой – видеть всех», и шел далее, провожаемый падавшими около него гранатами. Смерть летала вокруг него, но он был спокоен и тих, продолжал говорить с каждым и делал замечания, как будто у себя дома. Сколько раз предлагали ему ехать домой, но он не соглашался. В половине двенадцатого адмирал Корнилов вышел из башни на Малаховом кургане и направился к брустверу кремальерной батареи. Не успел он пройти и трех шагов до бруствера, как ядро оторвало ему левую ногу по бедро. Он упал. «Отстаивайте Севастополь!» сказал он, когда его подняли на руки. Его положили за насыпью между орудиями, потом перенесли на перевязочный пункт (морской госпиталь), где он исповедовался и причастился Святых Тайн. «Скажите моим сыновьям», — говорил он священнику, — «…чтобы они верно служили Царю и Отечеству». «…Благослови Господи Россию и Государя, спаси Севастополь и Черноморский флот. Я счастлив, что умираю за Отечество». Передав затем находившемуся здесь полковнику Попову поручение, он прибавил: «кланяйтесь всем, скажите, как приятно умирать, когда совесть чиста». Тихо подняли носилки, на которых покоился отошедший в вечность Корнилов, и понесли в Михайловскую церковь. По выходе из госпиталя, несущих тело, встретили юнкера, которые взяли на свои плечи прах адмирала и, не уступая никому этой чести, донесли до церкви.
Канонада гремела вокруг, но в храме не произнесено суетного слова во время служения, по окончании которого присутствующие простились с усопшим начальником, как дети прощаются с любимым отцом. Погребальное шествие тронулось по Екатерининской (ныне ул.Ленина) улице мимо Петро-Павловской церкви. Множество офицеров с непокрытыми головами шли безмолвно за гробом; каждый искал чести нести прах адмирала. Могилой для Корнилова послужил склеп его начальника и учителя адмирала М.П.Лазарева на месте строительства Владимирского собора.
27 октября Государыня Императрица, желая ободрить и поддержать севастопольцев в тяжелое время, прислала с флигель-адьютантом князем Голицыным в дар и благословение икону Спасителя, чтоб поставить ее в Николаевской батарее. Протоиерей Арсений Лебединцев губернатором был приглашен принять икону и передать ее в Михайловскую церковь.
«28 октября в 7 часов утра, с церковной процессией и воинским парадом из Михайловской церкви была отнесена Высочайше пожалованная икона в Николаевскую батарею, на площади которой был соборно отслужен молебен о даровании победы на супостаты при собрании войск и огромном стечении народа». Войска с великим благоговением прикладывались к образу, при окроплении святой водой, принимая благословение Спасителя на новые беспримерные подвиги. Икона была поставлена на внешней стороне батареи лицом к городу.
Вечером в 6 часов, по желанию Великих Князей Николая и Михаила Николаевичей и приказанию военного начальства, когда смолкла бомбардировка, икона одним из священников Михайловской церкви была обнесена по всем бастионам. По обнесении иконы Спасителя, в тот же день вечером поднялся сильный ветер и пошел проливной дождь. «Господь милостивый посылает нам свое знамение, и это от того, что мы икону подняли», – говорили солдаты.
2 ноября «поднялась на море такая сильная буря, с такой свирепостью», – говорит святитель Иннокентий, – какой не видали ни когда столетние старцы, которая приводила в трепет самых опытных мореплавателей; и в несколько часов погибло у врагов наших большая часть того, что собрано было ими во вред нам с великими усилиями, едва ли не со всех краев света и что казалось неодолимым ни для каких сил и мужества человеческого». Такое явление в природе поистине было чудом. «И сам неприятель, – пишет Архиепископ Иннокентий, – забыв свою народную гордость и все корыстные расчеты и внемля единой истине, вслух всего света признавался, что над ним проявился гнев небесный за нечестивое содружество с поклонниками Магомета и за угнетение в пользу последних христианства на востоке».
5 ноября в 7 часов утра в Михайловской церкви в присутствии войска (по одному человеку от взвода), по желанию Великих Князей и распоряжению начальства, был отслужен благодарственный молебен по случаю успешного отражения месячной осады.
26 ноября день святого великомученика Георгия Победоносца. По такому случаю все кавалеры этого ордена от генерала до нижнего чина были на литургии и молебне в Михайловской церкви. Были Великие Князья с бароном Остен-Сакеном и генералом Липранди. За два дня перед этим было вручено 22 знака сего ордена штаб и обер-офицерам, защитникам Севастополя.
25 января, после литургии, по распоряжению генерала Остен-Сакена, служился молебен по случаю исполнения 120 дней защиты Севастополя и успешного отражения бомбардировки и осады неприятельской.
29 января в Михайловскую церковь был прислан крест из Москвы с надписью: «сим побеждай». Сам крест, по описанию протоиерея Лебединцева, сделан «наподобие креста, принесенного князем Владимиром из Херсонеса. На самом перекрестии, в середине в ободке, изображение Распятия Господня. У креста стоят Дева Мария и Иоанн Богослов. По четырем концам, в меньших ободках, лики 12 апостолов, по четыре на каждом конце. На краях каждого из четырех концов ободки побольше, в которых: на верхнем – Господь на троне, возле Него Матерь Божия и Иоанн Предтеча; на нижнем – Сошествие во ад, на правой и левой сторонах еще два апостола: Матфей и Иуда Алфеев. На оборотной стороне креста в самом перекрестии: Успение Божией Матери, 12 серебренных звезд; на оконечностях же четырех концов креста: четыре праздника Господских, в ободках: Рождества Христова, Сошествия Святого Духа, Преображения и Вознесения».
7 марта при возвращении с Камчатского люнета, на Малаховом кургане, был убит ядром в голову славный и доблестный контр-адмирал Владимир Иванович Истомин. Ядро оторвало голову Истомину, на шее адмирала осталась только лента от Георгиевского креста; крест разлетелся. 8 марта происходили похороны. Погребение было отпето в Михайловской церкви. Обезглавленное тело умершего героя лежало в гробу посреди церкви, покрытое кормовым флагом с корабля «Париж», который он столь славно водил против врагов. 35-й флотский экипаж был выстроен на площади около церкви и в последний раз приветствовал своего любимого и уважаемого начальника. По окончании отпевания в церкви, печальная процессия с хоругвиями и крестами потянулась вверх мимо библиотеки. Барон Остен-Сакен и П.С.Нахимов несли его гроб в головах. Другие генералы и штаб-офицеры тоже несли с ними, на пути до могилы переменялись, один только не уступал своего почетного места другим – Нахимов. Когда гроб с прахом Истомина был поставлен в склеп, то Нахимов заглянул туда и сказал: «Еще есть место для одного, хоть поперек склепа лягу». Слова эти были пророческими.
Хоронили Истомина, а неприятель громил по-прежнему своими выстрелами Малахов курган и Камчатский люнет.
Во время этой страшной битвы 11 марта французы начинали уже одолевать, как вдруг в пылу сражения раздалось величественное пение молитвы: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победу благоверному Императору на сопротивные даруя…», и в рядах сражавшихся войск увидели о. Иоаникия Савинкова, который в епитрахили с поднятым крестом, торжественно, несмотря на царившую вокруг смерть, пел церковную песнь. Внезапное появление пастыря церкви поразило наших солдат в иеромонахе они увидели посланника Божия, принесшего им новую силу и чудодейственную помощь. Воодушевленные этой мыслью, они стремительно ринулись на врага, уже смущенного необычностью представившегося зрелища. Смятение врагов возросло. Тогда один из них более отважный, быстро бросился на безоружного пастыря, чтоб ударом штыка покончить с ним. Но Господь спас доброго пастыря, обрекшего душу свою на спасение ближнего.
Наступили дни страстной недели, дни всемирного искупления смертью Богочеловека. Приближался и праздник Пасхи.
В четверг на страстной недели, во время чтения двенадцати Евангелий, противники открыли огонь против третьего бастиона. Колокольный звон в церкви, возвещая православным начало чтения каждого Евангелия, сливаясь с ревом пушек и свистом ядер, производил тяжелое впечатление на душу. Впрочем, «при слушании страстей Христовых», пишет протоиерей Лебединцев, «спокойствие молящихся более нарушено было сверканием в окнах, чем звуками выстрелов, к которым привыкли давно».
Наступила теплая пасхальная ночь, в которую бодрствовали и ожидали первого праздничного часа. Эта ночь хоть и была освещаема молниями пушечного огня, но этот огонь был обыкновенный и не нарушал в храме Божием спокойствия и сладостных минут пасхальной службы. Храм святого Архистратига Михаила был переполнен молящимися. Свободные от смены офицеры морских и сухопутных сил с главнокомандующим Горчаковым присутствовали в церкви при богослужении. Им было объявлено быть готовым всякую минуту и к другой службе. Посему и в этот светлый день начальники были в тех же серых шинелях, как и солдаты.
По окончании службы духовенство было приглашено отслужить молебны на оборонительной линии у бастионов и батарейных образов. В ожидании священника бастионы были убраны по-праздничному. Изредка раздавались выстрелы, под звуками которых слышались молитвы и церковное пение священника. С крестом в руках и с сосудом святой воды обходили пастыри церкви ряды солдат и окропляли водою, поздравляя с наступившим праздником.
На второй день праздника, 28-го марта, в 8 часов утра союзники открыли огонь против всех укреплений оборонительной линии. Это было второе бомбардирование Севастополя, которое было ужаснее и более продолжительное, чем первое 5-го октября 1854 г. Весь город, – старики, женщины и дети кинулись к Николаевской батарее, единственному прикрытой от неприятельских выстрелов.
17-го апреля в Михайловской церкви, в 10 часов утра, в день рождения Государя Императора Александра II, была совершена литургия и отслужен молебен, на котором приказано было быть всем свободным от службы офицерам в сюртуках с эполетами и при шарфах, а не имеющим этой формы в шинелях. При возглашении многолетия, по сигналу ракеты, поставленной у церкви, сто один снаряд полетел в неприятельские траншеи.
25-го мая в три часа дня союзники открыли третье адское бомбардирование Севастополя, более жестокое, чем оба предыдущие. 5-го июня союзники открыли четвертое бомбардирование Севастополя и в особенности корабельной стороны и левой половины четвертого бастиона. После суточного обстрела они решили штурмовать Севастополь. Едва начало расцветать, как густые колонны французов бросились на первый и второй бастионы, а потом на Малахов курган; англичане же полезли на третий бастион. В 7 часов вечера штурм был отбит на всех направлениях. Радости и ликованию в Севастополе не было конца. Первым делом было благодарение Господу Богу, даровавшему победу.
7-го июня в 10 часов утра в храме святого Архистратига Михаила и в церквях на корабельной г. Севастополя были отслужены благодарственные молебны. С особенною торжественностью был отслужен молебен, по приглашению начальника 3-го отделения оборонительной линии, контр-адмирала Панфилова, на 3-м бастионе. Матросы поставили несколько туров, покрыли их парчой и, таким образом устроили нечто вроде аналоя, вокруг которого собрались солдаты Камчатского полка и все население бастиона. Отец Евгений Федюшин, старший священник Камчатского полка отслужил молебен под грохот снарядов, посреди мрачных орудий.
25-го июня утром неожиданно прибыл на место битвы преосвященный Иннокентий на северную сторону Севастополя, где в тот же день служил литургию в походной церкви северного укрепления. 26 июня, он служил литургию в Михайловской церкви, которой еще не коснулась ни одна бомба по особенности ее положения. С глубоким умилением слушали храбрые воины слова святителя и, возвратившись на бастионы, передавали товарищам благословение Архипастыря.
«Из Михайловской церкви, — пишет протоиерей Лебединцев, — высокопреосвященного Иннокентия увезли прямо в главную квартиру, на Инкерманские высоты, где он опять говорил речь к войскам и благословлял. Сказал он следующее: «Не поучение говорить вам мы прибыли сюда. Нет, мы явились учиться у вас, славные защитники града, как исполнять заповедь Христа Спасителя: «оставь отца и матерь твою, возьми Крест и гряди по Мне». Впредь поучая паству, мне не надо искать примеров добродетели, я скажу им: иди в град сей и поучись у первого встречного из братий твоих, защитников веры и места, откуда впервые разлилось православие на родину; пади там ниц, место бо сие свято есть».
Оттуда архиепископ, не возвращаясь в Севастополь, отправился прямо в Симферополь. Этот величественный день памятен для всех защитников Севастополя. Но через два дня после этого случился в Севастополе и другой навсегда памятный, хотя и горестный день: 28 июня (11 июля) адмирал Павел Степанович Нахимов был смертельно ранен. Пуля ударила Нахимова в висок и пролетела насквозь. Этот день был на кануне его именин. Его тот час перевезли на северную сторону, где он 30 июня в 11 часов 7 минут скончался, окруженный многими приближенными, горько оплакивавшими его кончину.
Умилительно и трогательно было погребение этого славного защитника Севастополя. В день кончины Павла Степановича 30 июня, тело его торжественно было перевезено на южную сторону в его квартиру. 1 июля в 6 часов вечера был назначен вынос тела из квартиры в церковь. К этому времени собралось все начальство и Главнокомандующий со всем штабом. По пути следования к Михайловской церкви стояли батальоны: матросы и Модлинский полк и огромная толпа людей. Гроб с телом вынесли на руках Главнокомандующий Горчаков, начальник гарнизона, граф Остен-Сакен и другие генералы понесли в Михайловскую церковь. На погребении было так много офицеров, что не было в церкви места, и большая часть их стояла на улице. После отпевания в церкви началось прощание с незабвенным начальником, начиная с начальства до последнего солдата. Более двух часов длилось последнее целование. По окончании всего печальная процессия тронулась наверх, к месту строительства Владимирского Собора, где покоились уже славные адмиралы. Троекратный залп возвестил севастопольцам, что один из героев перешел в вечность.
Неприятельские бомбы стали падать на Екатерининскую улицу, вблизи и Михайловской церкви. Во время богослужения в ней разорвало одну бомбу возле церкви. Пороховой дым ворвался клубами в открытые окна храма. Камнями и землей осыпало священнослужителя у самого Престола Господня. Богослужение совершал священник Брянского пехотного полка о. Василий Виноградов, который осколками бомбы был оглушен и контужен. Но такая видимая опасность не остановила верующих: двери храма продолжали быть постоянно открытыми, и в нем горело множество свечей, и не переставали толпиться молящиеся.
2-го августа в эту церковь упала бомба, пробила крышу, пол и разорвалась в куски в подвале, где хранилось 85 пудов восковых свечей. Часть их подняло взрывом на воздух и разбросало кругом. Впоследствии довольно долго на соседних дворах и крышах находили свечи. Удар бомбы так был силен, что потряс всю церковь. Со стен попадали иконы. Не уцелел ни иконостас, ни Престол, который был опрокинут со своего места, «а особенно больно то, — сокрушаясь, пишет протоиерей Лебединцев, — «что при этом были рассыпаны Святые Дары». Бомба попала не во время Богослужения и ранены только два человека.
Теперь решено было перенести Михайловскую церковь в более безопасное место – в Николаевские казармы, толстые своды которых могли выдержать падение и больших снарядов. Эта столь торжественная, сколько и печальная процессия была совершена 6(19) августа.
В праздник Преображения Господня, и совершилось преображение Михайловской церкви. Во время самого разгара до полуденной бомбардировки шли священнослужители, в полном облачении, с непокрытыми головами, неся Святые Дары, антиминс, церковную утварь, Евангелие, иконы, хоругви с тихим пением молитв. Эта необыкновенная духовная процессия медленно двигалась к новой священной обители, при громе выстрелов и при оглушительном треске разрывающихся снарядов. Проходящие, видя сие, становились на колени, клали земные поклоны; другие ловили края пастырских облачений, прикасаясь к ним с молитвою и крестом.
Но вдруг послышалось клокотание падающей бомбы. Она прямо опускалась над площадью… Но помиловал Бог: она разорвалась в воздухе. Процессия остановилась и в течение нескольких минут все молились, благодаря Бога за видимое спасение от грозившей гибели.
15(28) августа, в день Успения Божией Матери, после литургии в Михайловской церкви, устроенной в Николаевской батарее, освящен и открыт мост на северную сторону. Вся городская канцелярия, хранившаяся в Николаевской батарее, была вывезена из города. Наконец наступило 27 августа (9 сентября) 1855 г., день предсмертных страданий многострадального города.
Когда французы овладели нашим главным укреплением, Малаховым курганом, наши войска, истощив все усилия отбить штурм, отступили и, оставив укрепления, перешли на северную сторону г. Севастополя. Итак, совершилось! Омытый кровью, прославленный мужеством, обративший на себя взоры всего света, затмивший славою все города, какие когда-либо были осаждаемы, он, этот знаменитый город, был оставлен. Медленно отступали севастопольцы с того места, на котором так много пролито крови, на котором они оставили своих братьев-героев, защищавших 11 месяцев своей грудью родной Севастополь. Покидая город, каждый солдат крестился и молился, обращая свои взоры на оставленный Севастополь. Духовенство Адмиралтейского собора (Михайловской церкви) было откомандировано к таковому же собору в г. Николаев.
Храм святого Архистратига Михаила в 1856-1889 г.г.
В апреле месяце 1856 г. посетил г. Севастополь, занятый еще неприятелем, саперный офицер Берг и вот, что пишет он о Михайловской церкви: «Увидевши Михайловский собор стоящим невредимым, я пошел к нему с мыслью помолиться. Сколько раз я молился в нем и перед ним, проходя иногда по улице, когда все кругом гремело, и земля колыхалась под ногами. Здесь мы хоронили наших героев…, сколько воспоминаний! И я пошел припомнить ту молитву, которая, бывало, ободряла и просветляла меня, которую человек умеет находить только в минуты тяжких испытаний, – и что же! Войдя внутрь, я не мог помолиться: храм не походил на храм. Голые обнаженные стены и столбы были исписаны кругом праздными изображениями и надписями»….
18(30) марта 1856 г. был заключен в Париже мирный договор, в результате которого взамен на турецкую крепость Карс разрушенный Севастополь был возвращен России.
В 1856 г. великие князья Николай и Михаил Николаевичи, в память своего пребывания в Севастополе во время обороны, пожертвовали в Михайловскую церковь серебрено-позолоченную лампаду чеканной работы. Вокруг лампады, под верхним венчиком, надпись на славянском языке: «Свет Христов просвещает всех». Верх лампады украшен двуглавым орлом. На одном из щитов этого орла изображен московский герб, а на двух остальных вензельные изображения имен Их Высочеств.
В 1857 г. Хозяйственным Комитетом Южного Округа Морской строительной части постановлено было исправить и отремонтировать Михайловскую церковь для того, чтобы город, с началом работ по Севастопольскому Адмиралтейскому собору, не оставался без церкви. Посему архитектором Эпингером была составлена смета на временное исправление ее, всего на сумму 1500 рублей. Им же было предложено, по окончании достройки Адмиралтейского собора, эту церковь святого Архистратига Михаила сломать, чтобы этим открыть фасад собора с южной стороны. 29-го апреля 1857 г. преступлено было к исправлению Михайловской церкви подрядчиком купцом Красильниковым, под наблюдением архитектора академика Эпингера.
В мае месяце того же года работы по исправлению церкви были окончены и произведены были следующие исправления – исправлена железная крыша с переменою некоторых листов и разбитый купол с установкою креста. Произведена окраска крыши масляной краской; исправлена разбитая стропильная нога и перевод; оштукатурен потолок; исправлен наружный карниз; внутри и снаружи штукатурка на стенах; настлан пол по вновь наложенным балкам, с подведением под оные в два ряда по вновь выведенным каменным столбам; сделаны одна двухсторонняя и одна односторонняя дверь с навескою на петли; вставлены в окна переплеты с обшивкой кругом досками; обелены внутри и снаружи стены и потолок. Этим и ограничилось временное исправление Михайловской церкви. Но богослужение в ней не могло совершаться за неимением иконостаса, престола, икон и других необходимых священных предметов для служения.
В конце 1857 г. Севастопольский Адмиралтейский собор был окончен, а 6 декабря освящен. Церковь же святого Архистратига Михаила, хотя и не была сломана, как предполагалось, но все-таки была в запустении. Двери и окна были забиты досками. Итак, церковь была предана забвению, а в 1863 г. при раздаче земель и домов Севастопольский военный губернатор хотел даже просить высшее морское начальство о передаче Михайловской церкви «в ведение города для отправления в ней богослужения других исповеданий».
Со временем Михайловский храм вследствие значительных повреждений от дождей и бурь стал разрушаться. В связи с этим в 1869 г., по желанию Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича, генерал-инспектор по инженерной части обратился к Управляющему Морским Министерством Г. Крабе с ходатайством о передаче полуразрушенной Михайловской церкви из Морского Ведомства в Инженерное сухопутное для восстановления. Сметная стоимость восстановления церкви составляла 14000 рублей. Однако Инженерное Ведомство располагало средствами только для восстановления самого здания храма, а на устройство иконостаса и икон денег не хватало. Поэтому Инженерное Ведомство обратилось с просьбой об оказании материальной поддержки к Главному Священнику армии и флота. Протоиерей Михаил Измайлович Богословский сочувственно отнесся к этому делу и разрешил: «Настоятелю Севастопольского Адмиралтейского собора израсходовать, по восстановлению церкви святого Архистратига Михаила, из церковных сумм до 4000 рублей; для этого отчислить всю сумму, оставшуюся от упраздненной Петро-Павловской церкви Севастопольского Морского военного госпиталя, построенной в 1820 г., а недостающую же сумму доложить из сумм собора. Притом должно быть отчислено только то, что нужно для устройства иконостаса, икон и живописи, а утварь же и облачение должны быть от собора, а отнюдь не отдельно. Церковь должна быть теплою и приписана к собору».
К этому времени был готов двухъярусный иконостас с художественными иконами. Изготовлен он был в Одессе иконостасным мастером мещанином Дмитрием Федоровичем Пашиным за 2000 руб. по рисунку, составленному при Окружном Инженерном Управлении архитектором Маасом. На царских вратах четыре Евангелиста. По бокам царских врат иконы: Спасителя и Божией Матери. На южных дверях изображение святого Архистратига Михаила, а на северных Архангела Гавриила. Возле южной двери икона святителя Николая, а возле северной Георгия Победоносца. Над царскими вратами икона Воскресения Христова. Во втором ярусе: над иконой Спасителя изображение Рождества Христова, а над иконой Божией Матери Введение во храм Пресвятой Богородицы. Над южными дверями: изображение Архистратига Михаила, поражающего змея, и над северными – икона Благовещения Пресвятой Девы Марии. Над образом святителя Николая – изображение явления его в темницы, а над иконой Великомученика Георгия – изображение его же поражающего змея.
По стенам внутри храма были расположены овальные живописные иконы, написанные художником академиком Иоанном Георгиевичем Карнеевым. На южной стене – благоверный князь Александр Невский, с надписью: «в память князя Александра Меньшикова» и святой князь Михаил Черниговский с надписью: «в память князя Михаила Горчакова». На северной стене – святой благоверный князь Владимир и святой Апостол Павел с надписями: «в память адмирала Владимира Корнилова и адмирала Павла Нахимова». Этим художником были нарисованы иконы: на горнее место «Моление о чаше» и для жертвенника «Спаситель, благословляющий хлеб». Израсходовано на устройство иконостаса и икон 4300 рублей.
24 сентября от преосвященного Гурия получен был антиминс с надписью на нем, что «антиминс освящен Гурием Епископом Таврическим и Симферопольским 1870 г. февраля 2 дня и преподан для священнодействия в храме Архистратига Михаила при Севастопольском Адмиралтейском соборе».
В октябре церковь была освящена. Но богослужения в ней совершалось первоначально в зимнее время и 8(21) ноября, в день храмового праздника, а потом только 8 ноября.
В 1873 г. 4 января последовало разрешение Государя и Великого князя генерал-адмирала на устройство Инженерным ведомством сквера с оградой вокруг собора и церкви святого Архистратига Михаила. Сквер был устроен подполковником Гиммельманом и весь засажен растениями и обнесен железной оградой, начиная от колокольни по фасадам обеих церквей до ворот башни старого адмиралтейства. В ограде были устроены ворота для проезда в смежный двор настоятеля собора и четыре калитки для крестных ходов. Железная ограда была сделана заводом графа де-Марна, и на устройство ее было израсходовано Инженерным ведомством 4559 р. 14 к.
В 1894-95 г.г. на месте сквера было построено каменное двухэтажное здание для «Музея обороны Севастополя», на фронтоне которого виднеется знаменательная цифра «349» – число дней от начала осады Севастополя до занятия его союзниками.
История церкви с 1889 г. до ее закрытия.
В 1888 г. благочинный 13 пехотной дивизии протоиерей Григорий Сокальский (один из участников Севастопольской обороны) обратился с ходатайством к главному священнику гвардии, армии и флота о. Александру Алексеевичу Желобовскому об отводе временно для Белостокского полка флотской церкви святого Архистратига Михаила, которая при пяти в городе флотских церквах остается совершенно свободной и в которой богослужение совершается только в день храмового праздника – 8(21) ноября.
По передаче церкви Белостокскому полку, она трудами и заботами о. Григория Сокальского и ктитора Н.А. Андреева была приведена в отличное состояние по внутреннему убранству и относительному богатству утвари. При них была возобновлена внутренняя отделка церкви и позолочен крест с главкою, окрашена железная крыша, подоконники и водосточные трубы; сделаны зимние оконные переплеты; переложены два треснувших столба наружной по фасаду арки; и на все это израсходовано из сумм Инженерного Ведомства 1619 рублей.
В 1897 г. 9 декабря исполнилось пятидесятилетие непрерывной священнической службы протоиерея Белостокского полка, участника Севастопольской обороны о. Григория Сокальского. Протоиерей в 1854 г. был полковым священником Архангелогородского пехотного полка, с которым участвовал в бою на Черной речке, был и в Севастополе, на Южной стороне, во время шестого бомбардирования, а так же был свидетелем штурма и падения Малахова кургана. Юбилей начался служением литургии в Михайловской церкви, которую совершал сам юбиляр в сослужении с местным духовенством. По окончании литургии был молебен, на котором было приказано присутствовать всем штаб и обер-офицерам и чиновникам полка, свободным от нарядов. После молебна юбиляру господами офицерами был поднесен драгоценный наперстный золотой крест.
По желанию Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны постановил к 50-й годовщине обороны города украсить наружный фасад Михайловской церкви мемориальными досками с наименованием частей войск, которые составляли гарнизон Севастополя во время обороны.
В 1904 г. вследствие ходатайства полкового священника Игнатия Брянцева при содействии начальника инженеров генерал-майора А.Н. Колосова произведен был капитальный ремонт полковником Лебедевым, а именно: окрашены все стены и потолок внутри церкви масляными красками, выкрашен в белую краску и позолочен иконостас, устроен новый дубовый жертвенник, устроено два больших вентилятора по бокам стен и один по средине. Перекрыта крыша и позолочен наружный купол.
Храм святого Архистратига Михаила во времена забвения.
К сожалению, материалов о Михайловской церкви в советский период очень мало. В 20-е годы прошлого века богослужение в церкви было прекращено, в здании находилась читальня, Дом санитарного просвещения. Затем здание храма использовалось как малый зал Севастопольского Дома Офицеров Флота.
В 1966 г. Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков и Военный Совет ЧФ приняли решение о передаче здания Музею Черноморского флота и создали в нем экспозиции о послевоенном периоде флота. Морская Инженерная служба ЧФ произвела ремонт здания, капитальный ремонт крыши, переоборудовали зал.
Новейшая история храма.
В 1996 г. по благословению архиепископа Симферопольского и Крымского Лазаря в Севастополе регистрируется Русская Военно-морская Православная община храма святого Архистратига Михаила, в состав которой входят действующие и отставные офицеры Черноморского флота. Духовное руководство возлагалось на протоиерея Алексея Тупикова, настоятеля Владимирского собора – усыпальницы адмиралов. Главной заботой общины было укрепление духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству среди моряков-черноморцев, а так же возобновление богослужений в Михайловской церкви для военнослужащих и членов их семей.
В конце апреля 2000 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь назначает настоятелем храма святого Архистратига Михаила иерея Александра Бондаренко, автора этих строк. Богослужений в Михайловской церкви на тот момент не проводилось. Акцент правящего Архиерея был сделан на то, что вновь назначенный священник был и остается действующим офицером Черноморского флота, имевший в то время 17-летний опыт службы в Вооруженных Силах. Это позволило активизировать духовно-патриотическую деятельность среди моряков Черноморского флота.
В 2002 г. Командующим Черноморским флотом назначается вице-адмирал Масорин Владимир Васильевич. В результате встречи Управляющего Крымской епархией Митрополита Лазаря и нового Командующего Черноморским флотом было достигнуто соглашение о проведении в Михайловском храме ежегодной литургии в престольный праздник – Собор архистратига Михаила, – 21 ноября.
Итак, 21 ноября 2002 г., после 80-летнего забвения, в храме, построенном в честь Предводителя небесного воинства, впервые возносились молитвы о воинстве земном. Такие богослужения стали проводится ежегодно. На литургии между музейными экспонатами стоят вместе офицеры и матросы, вознося молитвы Богу о прощении грехов и получении помощи и благословения на ратный труд.
В 2006 г. Командующий Черноморским флотом адмирал Татаринов Александр Аркадиевич разрешил проведение богослужений в храме четыре раза в год:
7 января – Рождество Христово; 6 мая – день памяти великомученника Георгия Победоносца; 19 сентября – Чудо Архистратига Михаила в Хонех; 21 ноября – Собор Архистратига Михаила.
В 2007 г. Александр Аркадиевич ушел в Москву на повышение по службе, а совершать богослужения снова разрешено только 21 ноября.
После введения в Вооруженных силах Российской Федерации института войсковых священнослужителей, на должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими 4 мая 2010 г. был назначен настоятель храма Архистратига Михаила протоиерей Александр Бондаренко, к этому времени уволенный из рядов Вооруженных Сил.
С июля 2010 г., после вступления в должность командующего Черноморским флотом вице-адмирала Королева Владимира Ивановича, богослужения в Михайловском храме среди музейных экспонатов стали совершаться ежемесячно.
В августе 2011 г. новый командующий Черноморским флотом контр-адмирал Федотенков Александр Николаевич принимает решение о переносе экспозиции 8 зала музея из здания храма в новое помещение, с целью возрождения исторического облика воинского храма.
В ноябре 2012 г., настоятель храма обратился в письме к Министру обороны Российской Федерации Сергею Кужугетовичу Шойгу, с просьбой о восстановлении флотской святыни. Эта просьба была услышана, и храм был внесен в перечень зданий флота, подлежащих ремонту, и с мая 2013 г. начался вывоз музейных экспонатов и работы по подготовке к реконструкции.
В сентябре 2013 г. к работам приступила «СК Мост» (директор Медведев Александр Рюрикович). За год выполнена реставрация фасадов, заменены окна, проведены работы по замене кровли на медную, установлен медный купол и крест, покрытые сусальным золотом, выполнена заменена ветхого деревянного перекрытия на железобетонные конструкции. Ялтинские мастера установили мраморный престол, жертвенник и резной иконостас, изготовленный в Коелге Челябинской области, Львовские специалисты изготовили уникальные бронзовые паникадила-хоросы с изображениями воинских символов: двуглавых орлов, якорей, Андреевских флагов и георгиевских крестов. Вход в храм украшают массивные медные двери с бронзовыми фигурами: якорями – символом спасения и рыбами – символом Иисуса Христа. Над дверями установлен витраж с изображением Архистратига Михаила. Мраморный пол храма украшен мозаикой. На стенах, облицованных уральским мрамором, будут написаны имена воинов, погибших на Черноморском флоте за 235-летнюю историю.
В 2018 г. настоятелем храма в честь Архистратига Божия Михаила назначен протоиерей Игорь Тышкевич.